Физкультурно-спортивная среда как основополагающая база формирования потребности в безопасности учащейся молодежи

А.М. Абаев.

Современный этап развития общества характеризуется наличием мало контролируемого информационного потока, нередко сомнительного качества и достоверности, который не только создает угрозу для развития личности, но и обостряет чувство одиночества, создает дефицит живого общения, подрывает основы здорового образа жизни, а значит, и укрепления стабильности в функционировании государства.

Развитие страны на протяжении длительного времени происходило при приоритетности безопасности государства над безопасностью личности в обществе, где потребности личности отходили на второй план и были лишь ее правом. На современном этапе смена социально-экономических отношений привели к смене и приоритетов, рассматривающих безопасность личности как обязанность, а не только право. Каждый гражданин не только имеет право, но и обязан уметь защищать себя, своих близких, свое Отечество. Функционирование индивида, личности, субъекта деятельности, субъекта веры на всех уровнях жизнедеятельности (субъект веры как ответственность перед собой, своими близкими, Родиной, судьбой и т. п.) определяет индивидуальные ценностные ориентации человека и субъективный смысл его жизни

 Стратегия поведения и общения человека в конфликтных ситуациях базируется на положении, что каждый человек в глубине своего сознания налагает на себя духовно-волевое самообязательство гражданина. Отсутствие психологической и духовно-нравственной опоры в сознании человека определяет либо пассивное отношение ко всему, что его окружает, либо негативное, ведущее к девиантному поведению, измене Родине.

Потребность в положительном отношении к защите Родины, патриотическом воспитании настолько велика, что в полной мере обнажает низкий уровень фундаментальных принципов и философских основ государственной системы обеспечения безопасности граждан РФ.

Наблюдается отставание научно обоснованных представлений о механизмах воздействия и особенностях оптимизации и регуляции характера физической подготовки граждан как основополагающей базы безопасности личности и страны.

Дефицит духовно-нравственных начал, их оттеснение на второй план в современном образовании на всех ступенях обучения приводит к искажению системы формирования «оптимальных» потребностей, несоответствию желаний возможностям молодых людей. Это снижает интерес к учебе и ответственности за собственное образование и здоровье; способствует формированию нравственной ущербности, утрате положительных ориентиров в области социальных норм; развитию правонарушений, алкоголизму, наркомании, распространению психических

депрессий. Рассудок, логическое мышление, вытесняя разум и мудрость, также вытесняют категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства, что «опустошающе действует на культуру» (В.П. Зинченко) в целом, вызывает неуважительное отношение членов общества к их защитникам.

Будущее страны невозможно без здоровых физически и духовно членов общества. Основным способом обеспечения потребностей в безопасности выступает физическая подготовка, которая выражается в умении демонстрировать отдельные физические свойства и общий уровень работоспособности. Сегодня физическая подготовка является единственным естественным средством устранения противоречий между техногенной цивилизацией и биосоциальной природой человека. Она создает условия драматичности и конфликтности, напряжения и тревоги, без которых невозможно появление чувства ответственности. Использование системы соревнований по различным видам спорта в наибольшей степени позволяет в рамках жестких правил управлять своими психофизическими состояниями. На основе усвоения элементов физической культуры, ее норм, ценностей формируются социально значимые качества личности.

Практика показала, что вовлечение молодежи в систематические занятия спортом и физкультурно-спортивная активность дают огромный позитивный импульс положительному отношению к защите Родины, патриотическому воспитанию, являются действенным инструментом профилактических, психокоррекционных методов воспитания, повышают их эффективность и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.

В соответствии с общемировой тенденцией вопросы развития спорта становятся ключевым направлением социальной политики. Как система спорт выступает в целях (актуализация и развитие личностных функций); в содержании, в органическом сочетании личностного опыта с требованиями общества к гражданину своей страны; в повышении роли государства на основе создания нормативно-правовой базы для своего развития; в организации досуговой деятельности и профилактике асоциального поведения молодежи; в обеспечении доступности и вовлечении в занятия физической культурой и спортом всех слоев населения, особенно социально незащищенных; в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом потребностей и интересов населения; в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России» в сфере государственной молодежной политики выстраивает свою деятельность, направленную на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества [1. С. 3–7]. Объединение имеет глубокие традиции в организации и проведении соревнований по различным видам спорта среди обучающейся молодежи. Стратегия развития и основные механизмы деятельности объединения охватывают ряд направлений, в том числе патриотическое и гражданское воспитание обучающейся молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного профиля; осуществляет реализацию национальной политики в области детско-юношеского, школьного и молодежного спорта.

Вместе с тем, требуют своего разрешения наиболее проблемные темы, которые в той или иной мере касаются предлагаемого исследования: недостаточно продуманная нормативно-правовая база в вопросах общественно-государственного партнерства, в рамках которой вопросы воспитания любви к Родине, патриотизм включены лишь в систему дополнительного образования; необходимость учета фактора многонационального состава населения, многообразия национально-этнических культур и формирования уважения к государственным символам России.

Полагаем, что необходима более чёткая координация деятельности общественных объединений и организаций в воспитании у детей и молодежи потребности в личной безопасности и безопасности Родины, развитие научно-теоретических и методических основ спорта как важного компонента развития личностных качеств гражданина своей страны с использованием опыта и духовного потенциала в сохранении преемственности сложившихся традиций. 

Цели их деятельности: формирование устойчивой системы воспитания в формировании важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей молодежи Российской Федерации; формирование у детей и молодежи чувства гражданского и конституционного долга, высокой ответственности и дисциплинированности по защите интересов страны; содействие обучающимся образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в накоплении знаний, умений, навыков и должной подготовки по организации собственной безопасности и безопасности страны. Для достижения уставных целей объединения осуществляют следующие основные виды деятельности: обеспечение проведения занятий и соревнований по видам спорта, в том числе по военно-прикладным и техническим. Практический аспект этого тезиса получил отражение в проведении физкультурно-спортивных мероприятий среди обучающихся образовательных учреждений начального и среднего образования, таких, как спартакиада допризывной молодежи, смотр физической подготовленности обучающихся образовательных учреждений, фестивали спорта и ГТО. В формате этих мероприятий проводится тестирование обучающихся по комплексу «Готов к труду и обороне», формируются основные навыки будущих защитников Отечества. В проводимом нами фестивале народных игр и национальных видов спорта обучающихся образовательных учреждений в федеральных округах Северокавказских республик и Приволжского федерального округа формируется любовь к отечественной культуре, истории, возрождению интереса к национальным традициям своего народа. Так, удалось за 20 лет впервые собрать вместе молодежь всех Северокавказских республик.

В более чем 74 региональных отделениях проводятся спортивные мероприятия памяти выдающихся государственных деятелей, памятных дат, проводятся военно-спортивные игры, уроки мужества, спортивные праздники, формируются молодежные образовательные лагеря в местах воинской славы, развивается волонтерское движение. Особое внимание уделено развитию клубной системы, где, кроме спортивной подготовки, ведется работа и по военно-патриотическому воспитанию и просветительская работа. Двадцать лет проводится кубок Ю.А. Гагарина по футболу среди обучающихся НПО и СПО. Юрий Алексеевич являлся воспитанником Трудовых резервов.

Таким образом, проводимая работа ОГФСО «Юность России» весьма эффективна и заслуживает дальнейшего развития, так как способствует формированию у подрастающего поколения умений мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность в кризисах, конфликтах через физкультурно-спортивную деятельность, задать некий вектор теоретических и эмпирических исследований по обеспечению потребности личной безопасности и безопасности своей страны.

Источник: ИЗВЕСТИЯ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА



Поделиться: