Организация физкультурно-спортивной образовательной среды  для обучающихся учреждений системы среднего профессионального образования

Organization of the sport  educational environment of  students in institutions of system of secondary professional education

Алан Михайлович Абаев

Alan Mikhaylovich Abayev

Общественно-государственное  физкультурно-спортивное объединение «Юность России»

Public-state sports association «Youth of Russia»,

председатель,   89166873158, [email protected], 117292, г. Москва,

ул. Кедрова, д.8, корп.2

Вера Степановна Макеева

Московский государственный областной университет

Moscow Region State University

профессор, заведующая  кафедрой, 89253850083, [email protected], г. Москва, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

     

Валентина Николаевна Пушкина

RUDN university,

 профессор кафедры физического воспитания и спорта, taiss[email protected]yandex.ru, г. Москва, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

 

Повышение эффективности деятельности образовательных структур физической культуры и спорта в профессиональной подготовке обучающихся   среднего звена требует постоянного  научного обоснования,  новых идей и технологий. При этом сложный и динамичный характер организационной  деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов управления и содержания, определяют объективную потребность в ее совершенствовании.

Система физкультурно-спортивной образовательной среды учреждений  на рубеже столетий функционировала на основе ряда методологических подходов, организационных принципов, методов  регулирования в виде совокупности  правовых актов, направленных на развитие и улучшение деятельности образовательных учреждений России, которые в различной степени касались и системы среднего профессионального образования [1].

С  1993 года результаты работы ученых и политиков, юристов и специалистов физической культуры и спорта позволили создать ряд государственных документов, раскрывающих законодательные основы Российской Федерации о физической культуре и спорте. Из них следует выделить те документы, которые в той или иной  степени повлияли на развитие физкультурно-спортивной образовательной среды  в системе среднего профессионального образования:

Приказ Министерства образования России, министерства здравоохранения России, Госкомспорта России и РАО от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждения РФ»;

Программа от 29.05.2002г. «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ (2002-2005гг.) федеральной целевой программой «Молодежь России (2002-2005гг.) [7].

Организационно-управленческие основы принятых документов  исходили из положений, изложенных,  в главе 2-й Конституции Российской Федерации (в п. 2 статьи 41), текста Декларации прав и свобод человека,  предписаний государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий физической культуры, спорта, туризма и курортного комплекса России.  В этом процессе Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту организовывают, координируют, направляют и контролируют физкультурную и спортивную работу в субъектах Российской Федерации; общественные организации осуществляют руководство  федерациями по видам спорта; коммерческие организации осуществляют физкультурно-оздоровительные услуги в зависимости от потребностей населения.

К особенностям деятельности  государственного и общественного сегмента по организации  физкультурно-спортивной образовательной среды  в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) следует отнести   основную направленность на решение задач  укрепления здоровья  обучающихся. Принципиальное различие заключается в том, что организация деятельности государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности обучающихся, а организация деятельности общественного сегмента нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на  возрастные группы, находящиеся в границах 14 - 20 лет. Деятельность коммерческого сегмента, предоставляющего услуги физической культуры и спорта,   направлена на эффективное исследование рыночной конъюнктуры и  установление конкурентоспособных цен  в целях  извлечения прибыли.

Ведущую роль в организации  физкультурно-спортивной образовательной среды  деятельность общественного и государственного сегмента направлена на предоставление услуг в интересах обучающихся средних специальных учебных заведений  в целом. В частности, организация   услуг в государственном и общественном регулировании выполняет ряд  функций, включающих  производство

- общественного блага в спорте высших достижений и подготовке спортсменов для сборных команд страны; массовой  физической  культуре  и спорте на государственном и региональном уровне; 

- социально-значимого  блага в системе государственных минимальных стандартов и  удовлетворения потребностей обучающихся  в двигательной физической активности:  физическое воспитание в системе государственного образования СПО, а также в государственных учреждениях дополнительного образования и физкультурно-оздоровительных организациях; лечебная физкультура в государственной системе реабилитации инвалидов и др. 

Общественный сегмент в  общей структуре управленческих процессов имеет значительное влияние на популяризацию и пропаганду видов спорта, а также удовлетворение потребности в гармоничном развитии личности, укреплении здоровья и ведении здорового образа жизни.  Деятельность общественных организаций  направлена на развитие физической культуры и спорта, т.к.  производит смешанные общественные блага ограниченного доступа, представляющие собой услуги общественных объединений физкультурно-спортивной направленности  в спортивных клубах, физкультурно-спортивных обществах, федерациях по видам спорта.

Общегосударственная концепция развития детско-юношеского спорта должна способствовать созданию качественно новой системы подготовки как массового спорта, таки  спорта высших достижений.  Спорт обеспечивает  наиболее широкий охват молодых людей  и дает наиболее быстрый и значимый эффект проводимых мероприятий [3,4]. При этом механизм реализации целей и задач   спорта  среди обучающихся средних профессиональных  учреждений ясен, поскольку опирается на существующую вертикаль органов управления образованием, спортивных комитетов.  

В таблице 1  представлены данные о структурных характеристиках различных сегментов  организации  физкультурно-спортивной образовательной среды в системе среднего профессионального образования. 

Таблица 1

Организация физкультурно-спортивной образовательной среды в учреждениях среднего профессионального образования

Сегмент управления Задачи деятельности Учреждения и организации
Государственный удовлетворение потребности обучающихся в физической активности,
во всестороннем и гармоничном развитии личности;
 укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.
Средние специальные учебные заведения (училища, техникумы).
Дополнительное образование (спортивные школы, училища олимпийского резерва и др.)
    Общественный развитие, популяризация и пропаганда видов спорта;
организация и проведение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;
повышение роли отдельных видов спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности;
укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни.
коллективы физической культуры;
клубы физической культуры и спорта;
федерации по видам спорта;
физкультурно-спортивные общества и т.п.  
 
Коммерческий
извлечение прибыли,
увеличение доли на рынке,
расширение видов предоставляемых услуг,
выживание в условиях высокой конкуренции.
спортивно-оздоровительные центры и клубы

 

Сложившиеся в предшествующей практике модели детско-юношеского спорта структурировались и анализировались по этапам спортивной подготовки, возрасту спортсменов и обучающихся, видам спорта, объему нагрузки и т.д. Существенная перестройка в системе физической культуры и спорта в начале девяностых годов показала, что  для достижений высокого уровня организации физкультурно-спортивной образовательной среды  необходима не только государственная, но и спонсорская, а также другие виды финансовой поддержки. В реальной жизни наиболее ярко стало видно, что  организации физкультурно-спортивной образовательной среды в деятельности  учреждений различна и структура, пригодная для одних, может быть бесполезна для других. В новых финансово-экономических и общественно-политических условиях сложилась диспропорция в ранее существовавшей планомерной работе  по  подготовке спортивных резервов  и многолетней практике системы соревнований, связанная с изменениями в   финансировании, материально-техническом обеспечении и правовом регулировании данного процесса. Существенно ухудшилась экономическая, финансовая и материально-техническая базы «спорта для всех». Источники пополнения профессионального спорта новыми спортивными талантами, в том числе и из числа  обучающихся средних специальных учебных заведений на базах  школ-интернатов спортивного профиля,  ДЮСШ прекратили свое существование,   а многие спортивные базы, оставшиеся на территории сопредельных государств, стали недоступными для спортсменов России. Кроме того,  имеются и определенные проблемы, такие как существующий консерватизм, равнодушие, инертность руководителей различных уровней, дефицит хороших специалистов. Из-за низкого материального благосостояния населения значительно сузились возможности училищ олимпийского резерва, физкультурно-оздоровительных комплексов.

Произошедшие социально-экономические изменения  не позволили выйти на стратегические механизмы государственного регулирования и развития детско-юношеского спорта [2]. Кроме того, существующая система детско-юношеских соревнований не предполагала регулярных спортивных мероприятий для тех из них, кто не занимается в спортивных школах.  Около двадцати процентов  практически здоровых детей и  подростков в возрасте 12–16 лет не участвуют в  занятиях физической культурой и спортом.

На основе анализа  полученных результатов были выявлены основные направления работы  и правового регулирования, связанные с учетом особенностей сложившейся системы организации физкультурно-спортивной образовательной среды, в том числе и  в учреждениях  среднего профессионального образования.  Хотя по своей сути направления работы  пересекаются, ориентированы на один и тот же  контингент, что в целом явилось основополагающим  положением для принятия государственными структурами следующих документов:  

Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы;

Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями и дополнениями);

Постановления Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30
"О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями на 23 мая 2017 года) "[6,7].

На основе  представленных документов идет обновление содержания работы с образовательными организациями среднего профессионального образования, в рамках которой  осуществляет свою деятельность   общественно-государственное объединение «Юность России».  Основная деятельность объединения «Юность России» сконцентрирована на работе с обучающимися средних профессиональных  учреждений    и обеспечивает их  вовлечение  во всероссийскую многоуровневую систему физической подготовки и соревновательной деятельности среди  образовательных учреждений России. Сочетание в организационно-правовом поле функций как государственного, так и общественного управления позволяет придерживаться  концепции охвата    следующих направлений развития спорта для обучающихся учреждений среднего профессионального образования:

- детско-юношеский спорт внутри самих учреждений среднего профессионального образования;

- детско-юношеский спорт в учреждениях дополнительного образования;

- детско-юношеский спорт по месту жительства;

- детско-юношеский спорт в негосударственных структурах.

На основе сложившейся концепции  «Юность России»  решает следующие задачи:

–  создание и расширение сети спортивных клубов   в  средних специальных учебных заведениях профессиональной направленности;

–  вовлечение спортивных клубов  в систему соревновательной деятельности;

– привлечение к систематическим занятиям спортом дополнительного контингента детей и учащейся молодежи, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ;

– создание самостоятельной альтернативной системы соревнований для обучающихся  средних профессиональных  учреждений, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ;

–  признание равенства прав, в том числе на государственную поддержку спортивных клубов, создаваемых в   средних профессиональных  учреждениях наравне с другими физкультурно-спортивными организациями, действующими в сфере детско-юношеского спорта.

«Юность России» ведет  поиск действенных  подходов к организации  физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, учитывает  опыт работы   ведущих отечественных и международных  спортивных  организаций.  В рамках сформулированной концепции, поставленных задач, разработанной программы проводится ряд уникальных мероприятий,  таких как:

Всероссийские соревнования по боксу «Кубок памяти Н.А. Никифорова-Денисова»;

 «Байкальский меридиан» среди обучающихся образовательных организаций по дзюдо до 23 лет;  

Всероссийские фестивали спорта и физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций;

Всероссийские соревнования по футболу «Спортивный Олимп» имени А.Ю. Гагарина.

Проводимые мероприятия способствуют формированию физкультурно-спортивной образовательной среды и интеграции обучающихся   среднего профессионального образования в  систему  российских и международных соревнований среди учащейся  молодежи.

Литература:  

1. Абаев А.М. Адаптивная развивающе-компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей. – Владикавказ, 2011. – 96 с.

2. Григорьянц Э.А. Трансформация Российского спорта в эпоху глобализации (социологический анализ) : автореф.…канд. соц. наук. / Э.А. Григорьянц [МГУ им. М.В. Ломоносова] – М., 2005.  –24 с.

3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2-4.

4. Макеева В.С., Еремин М.В., Пантюхина Л.Е.Формирование культурного иммунитета учащейся молодежи в среде физической рекреации // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 1 (128). С. 47-51

5. Ямалетдинова Г.А., Макеева В.С. Культурологические аспекты образовательной подготовки студентов в сфере физической культуры / Ямалетдинова Г.А., Макеева В.С. // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 3. № 25. С. 119-125.

6. [http://government.ru/media/files/41d4b1a00210c7effc66.pdf];

7. [www.pravo.gov.ru]

 

Аннотация. В исследовании представлен анализ эффективности принятых документов  при  смене социально-экономических отношений в сфере физической культуры и спорта и последствий, произошедших в системе учреждений системы среднего профессионального образования. Раскрыты особенности функционирования общественно-государственного объединения «Юность России» в современных социально-экономических условиях. Представлена концепция, задачи,  пути  решения, содержание основных мероприятий.

         Annotation. In a research the analysis of efficiency of the accepted documents when changing the social and economic relations in the sphere of physical culture and sport and consequences which have occurred in the system of institutions of system of secondary professional education is submitted. Features of functioning of the public and state association "Youth of Russia" in modern social and economic conditions are revealed. The concept, tasks, solutions, content of the main actions is submitted.




Поделиться: